МЕТОД СОЗДАНИЯ БЛАГОПОЛУЧНОЙ СУДЬБЫ
Создание благополучия начинается с плана, который обрастает деталями и становится программой. По отношению к человеку это означает программирование благополучной судьбы с самого раннего детства и до завершения этапа молодости.
Методика разработана в помощь родителям, желающим своим детям гарантированно устроенной будущности.
Воспитание и образование требует неусыпного контроля только в младенческом возрасте от года до семи лет, все детали этого воспитания описаны в методике. Далее ребенок уже самостоятельно следует распорядку дня, который составляется с его участием.
Невозможно составить единую программу жизни для детей с разными способностями, живущих в самых разных условиях. Поэтому тут не дается готовых рецептов решения проблем или планирования судьбы. В методике описаны общие принципы построения программы.
Эта методика состоит из двух взаимозависимых и одинаково важных половин: плана судьбы и рекомендаций по воспитанию ребенка с первых месяцев жизни, чтобы вырастить из него личность с заданными качествами.
Поэтапный план составляется с учетом накопления возможностей и способностей, изменения интересов и увлечений ребенка, после достижения промежуточных целей. Новые цели ставятся перед каждым возрастным периодом.
Чтобы план стал законом судьбы, необходимо личное участие самого ребенка в его составлении, его полное согласие с поставленными задачами. Обязательно должна быть заинтересованность в конечном результате и ребенка, и родителей. В расчетах тщательно продумываются средства достижения целей и мобилизация сил для исполнения плана.
Все вместе образует причину, логически вызывающую требуемое следствие – получение запланированного результата, т.е., воспитание приведет к тому, что ребенок станет личностью с заданными превосходными свойствами, а его жизнь в самостоятельной фазе продолжится в благополучном направлении.
I. ПЛАН ЖИЗНИ
(примерное построение)
Весь план разделен на этапы роста. Первые два этапа содержат задачи воспитания, которые имеют доминирующее значение. Поэтому важное место занимает методика воспитания, которая прямо связана с целью плана.
Первый этап: 1 – 7 лет. Воспитание.
Выявление унаследованных способностей или недостатков, внушение некоторых норм поведения. Обучение самообслуживанию и самоконтролю в простейшей форме. Все развитие ребенка находится под влиянием любви родителей и окружающих людей.
Примечание: от рождения младенца воспитывают по правилам половой принадлежности. Они будут представлены позднее.
План развития младенца (образец)
1. Гигиена. Поддержание чистоты тела, вещей, комнаты, воздуха.
2. Ласковые беседы с ребенком во время ухода и гимнастики, особенно во время игры.
3. Медленное, но постоянное усложнение тем разговора. Наблюдение и записывание достигнутых успехов вместе с перечнем задач. Например, развитие речи – новые слова, обучение навыкам – достижения.
4. Наблюдение за появлением интересов (к игрушкам, сказкам, стихам, вещам, инструментам) и записывание наблюдений.
5. Отметки сходства с родительскими интересами, запись желаний ребенка.
6. Обучение нормам поведения. Исключение раздражения из методов воспитания, угроз и наказаний.
7. Подготовка к школе. Обучение чтению и письму, счету и нормам общения с детьми.
Второй этап: 7 – 15 лет.
Продолжение воспитания в сочетании с обучением в школе.
Примечание: план развития составляется каждый год с подведением итогов прошедшего года, обнаружением недостатков и включением их исправления в план на следующий год.
На этом этапе происходит постоянная тренировка и укрепление сил духа (воли и веры) участием в церковных таинствах, а также при помощи физических упражнений, занятий спортом и выполнения возложенных родителями обязанностей. Проводится обучение нормам нравственности и поведения, приспособленным к возрасту ребенка, контролируется чтение обязательного списка книг.
Ведется родительское наблюдение за сменой интересов ребенка, за его увлечениями творчеством, учебой, профессиональными видами деятельности. Оказывается помощь в исполнении плана, и регулярно происходят частые беседы о будущем и настоящем. Нельзя допускать расслабления и забывчивости в этом вопросе.
Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка наедине со своими проблемами, надо обязательно помогать ему в благополучном их решении, поддерживая дружеское общение в беседах во время совместных дел.
С десяти лет начинается психологическая подготовка интеллекта. Разумеется, сами родители должны уметь объяснять духовные причины событий жизни и мотивацию поведения окружающих людей. Также необходимо обучение правилам поведения в обществе знакомых и незнакомых людей.
План жизни каждый год составляется перед началом учебы в августе – это наиболее удобное время. Также пишется продуманный распорядок дня, который корректируется в течение месяца до наилучшего состояния. На этом этапе ребенок должен твердо усвоить привычку к самоограничению в желаниях.
ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА (общие рекомендации)
1. Выбор направления в образовании и обучении профессиональным навыкам в соответствии с возрастом ребенка. В ежегодном плане ставится задача достижения промежуточного успеха на выбранном направлении.
2. Усиление контроля над использованием свободного времени. Составление распорядка дня и плана недели. Использование наглядных пособий дома (распорядок дня, правила поведения, Закон Божий, план судьбы). Каждое полугодие – некоторое приспособление правил к возрасту (усложнение). Ребенок сам должен переписать эти правила и план судьбы, по собственной воле, и клеить листочки на информационный щит (над рабочим столом в своем уголке).
3. Все изменения и нововведения проводятся с согласия ребенка и фиксируются родителями в тетради развития.
4. Надежный контроль над успехами и неудачами в учебе и над приобретением запланированных навыков: раз в неделю необходима доверительная беседа с ребенком об исполнении плана судьбы. Любая дружеская беседа имеет для сына или дочери огромное значение!
5. Каждый год организуется совместное обсуждение правил общения со сверстниками (друзьями) ребенка, психологическая подготовка к проблемам взросления. Родителям придется самим подыскивать нужную информацию. Детям всегда полезно получать компетентные советы отца или матери и перенимать опыт у тех, кто сам достиг успеха и желает им успешной и счастливой жизни.
6. Родители записывают увлечения растущего отпрыска, следят за тем, как он способен к самоограничению.
Третий этап: 15 – 20 лет.
Первичный выбор деятельности, или жизненного пути. Получение профессионального образования.
Во время обучения в старших классах школы особое внимание обращается специализации – углубленной подготовке по избранным и отмеченным в плане предметам, частично добавляется университетская программа.
Усиливается ограничение (в том числе самоограничение) тяги к удовольствиям и коллективному бесцельному досугу, к проведению дружеских посиделок. Свободные часы посвящаются культурным занятиям по выбору юноши или девушки в соответствии с интересами (театр, стадион, бассейн, музей, читальный зал), а также духовным делам.
Заблаговременно надо планировать занятия и отдых детей в зимние и летние каникулы. Для этого придется изучить все приемлемые варианты решений с учетом пожеланий самих ребят – ведь это их каникулы. Но и в это время требуется направлять энергию детей в полезное русло.
Занятость родителей не оправдывает их нежелания заниматься подобными делами. За несколько месяцев можно найти лучшие занятия и места отдыха.
Ни в коем случае детьми нельзя управлять, по-армейски отдавая приказания. Крайне вредно и бессмысленно навязывать им свои желания, но нужно с любовью и заботой, дружески направлять их на заранее подготовленные позиции. Они сами должны принять то решение, которое будет устраивать родителей и соответствовать плану.
Грубость и подавление воли недопустимы в принципе – ни по отношению к детям, ни вообще к кому бы-то ни было. На этом этапе важно изучать с детьми влияние страстей на выбор ложных путей в жизни, приводящих к страданиям и утрате надежд на благополучие. Выявление страстных помыслов и победа над ними возможны, лишь бы имелось желание.
Необходимо научить своих детей сопротивлению соблазнам и отказу от зависти. Пусть нравственные устои будут записаны на стене в детской комнате рядом с кодексом правил поведения. Использование наглядной агитации очень эффективно именно при работе с молодежью. В дни Церковных праздников, кроме посещения храма, очень желательно обсуждать с детьми действия в человеке грехов, их разрушительные последствия. К таким беседам надо серьезно готовиться.
Углубленное изучение норм нравственности начинается при достижении ребенком 14 лет. Следует в каждом удобном случае напоминать о них. Ребенок должен их помнить, как таблицу умножения.
На третьем этапе особо остро стоит проблема половых взаимоотношений. В психологическом плане речь идет о влюбленности и опасностях, связанных с буйством чувств. Более подробно эта тема будет раскрыта при описании раздельного воспитания девочек и мальчиков. Влюбленность и любовь - это мощные силы души, способные вызвать как эйфорию, так и тяжкие страдания.
Четвертый этап: 20 – 40 лет.
Возраст принятия самостоятельных решений.
Молодой человек по своим потребностям и вкусу делает выбор спутника жизни, выбор профессиональной деятельности и устройства жизненного пространства. Еще раньше, со школы, создан круг друзей, в котором целенаправленно поддерживаются активные контакты. С начала самостоятельной жизни дружбе придается особое значение как источнику поддержки, взаимопомощи и безопасности.
Человек сам, или вместе с новой семьей, строит текущие планы в соответствии с планом судьбы. Он поддерживает связь с близкими родственниками, участвуя в их жизни, - они первые в его круге друзей. Отношения внутри семьи строятся на основе любви и максимальной заботы. Родившихся детей молодые родители начинают растить по той же методике, по которой были воспитаны сами.
Взрослые люди начинают мыслить разумно, стараясь анализировать планы, уравновешивать желания с возможностями и обдумывать последовательность действий. Серьезные поступки обставляются мерами предосторожности. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - так говорят не только о повседневных делах, но и о судьбоносных тоже, об исключении ошибок и опасных просчетов.
На этом этапе рождаются дети; следует вовремя начинать их воспитание по индивидуальным планам, исходя из данной методики планирования.
Надежной опорой в судьбе каждого человека является истина Божия и содержащиеся в ней законы психологии, один из которых, закон успеха, завершает эту часть методики: «Всякое усилие воли и веры прямо пропорционально результату».
Пятый этап: 40 — 60 лет.
Духовный рост. Среди прочих жизненных интересов личности самосовершенствование души занимает первое место по важности. Лучшими показателями духовного роста считаются христианские добродетели и иммунитет от греховного разложения.
Почти закончено формирование психики, хотя еще шлифуются некоторые доминанты и происходят изменения в комплексах убеждений, но их активный рост завершен. Развит интеллект, усмирены страсти.
Продолжается очищение психики от наследственных (греховных) доминант и ошибок в воспитании участием в соборной молитве. Непременным условием исправления наследственности являются молебны о здравии родителей и подача поминальных записок с именами предков.
Всю жизнь полезно вспоминать в ответственные минуты и в моменты сомнений психологический закон успеха: «Всякое усилие воли и веры прямо пропорционально результату».
II. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
1) От рождения до школы.
В приложении к методике будут даны рекомендации по отношению родителей к младенцу — мальчику. Сейчас же нужно усвоить одно: сначала родители должны заняться самовоспитанием и помнить: какими бы умными ни были рекомендации, как бы ни был хорош план, а ребенок вырастет похожим на отца с добавлением качеств матери, так как сильнее всего на образование личности влияет личный пример.
Приступать к воспитанию младенца (к выработке привычек) желательно сразу после того, как его взгляд станет фиксированным на лице родителя или на игрушке. Это говорит о том, что начала действовать память — основа привычек.
Обычно по опыту старших поколений применяются одновременно три воспитательных меры: любовь, внушение и преодоление сопротивления младенца действиям родителей. Годовалый ребенок уже вполне проявляет наследственные качества: он упорно учится двигаться, брать предметы и повторять то, что делает с ними кто-то из старших. Надо заметить, что в эту пору родители думают, что малыш еще ничего не понимает.
Но он начал уже познавать мир, используя органы чувств, причем с поразительной быстротой. Ум включен на максимальное поглощение информации: все видит, чувствует и запоминает.
Еще не готовый к самостоятельным действиям младенец учится сам есть, сидеть отдельно, ползать, стоять и ходить. Он требует позволить себе освоить предметы обихода, открывать и закрывать краны, уже выбирает ту одежду, которая ему нравится. Все это делается сознательно! Хотя речь может быть не развита в пределах необходимого минимума.
Основная деятельность по воспитанию начинается в 2 — 3-летнем возрасте. Малыш требует к себе повышенного внимания: он постоянно в движении, его скоростное познание окружающего мира вещей и явлений заставляет родителей ускорять темп личной активности: они устают быстрее. Поэтому ребенку покупаются все новые и новые игрушки, которые так же быстро перестают его интересовать. Вот когда большую помощь окажет заранее продуманный план — план судьбы!
Будущее содержание интересов можно обнаружить уже в эти два года, наблюдая за тем, сколько времени ребенок занимается с определенными игрушками. Какие игры предпочитает, любит, а от каких сразу отказывается.
Возможно, что он тянется к запрещенным предметам (ножи, телефоны, пульты), тогда придется проявить настойчивость и отвести внимание малыша на другие вещи. В это время повторяются очень простые для понимания правила поведения, т.е. зарождаются основы убеждений младенческой психики. Их произносит мама, их повторяет папа, о них читает кто-то из старших взрослых в книжках — малышках.
С каждым годом эти правила наполняются новым содержанием, появляется присутствие нравственной нормы, чтобы к 7 годам ребенок знал их наизусть. Начать можно с 5 правил (с 2 до 3 лет), добавляя ежегодно по столько же.
Отец мальчика посвящает около часа свободного времени воспитанию сына, помня о том, что он является примером для подражания, как в словах, так и в действиях. Согласно распорядку дня он или читает избранную книгу, или обучает рисованию, лепке, просматривает с ребенком коллекцию, гербарий. Вполне серьезно отец и сын мастерят что-либо с использованием безопасного инструмента, или ремонтируют игрушки.
Мальчик дошкольного возраста 3—5 лет должен узнать и запомнить некоторые мужские домашние обязанности: профилактический осмотр бытовых приборов и сантехники, вынос мусора, аккуратное размещение личных вещей.
После 5 лет начинается обучение азбуке, чтению слогов и счету. Полчаса в удобное время дня занимает эта подготовка к школе. На видном месте в детской комнате закреплен первый лист с правилами поведения. Будет лучше, если это место оформить, как доску объявлений, но красочно, с картинками и фотографиями.
Все занятия постепенно усложняются после усвоения материала. До школы ребенок должен свободно читать и писать, выполнять арифметические действия и знать свои личные данные, ФИО родителей, уметь пользоваться телефоном. Также ему нужно запомнить правила поведения в школе и в обществе детей разного возраста.
К этому сроку родители обязаны выяснить его наследственные качества и недостатки, чтобы успеть негативные черты связать запретами.
2) Сын — первоклассник.
Первый год в школе покажет, к чему расположен ребенок. Определятся его способности, а на этом основании будет строиться дальнейший план судьбы.
Тщательно контролируется воспитание воли и самоподготовка ребенка, его выбор желаний и увлечений. Он сам может ограничивать себя в удовольствиях, сам решать, что ему полезно, а что принесет вред — с родительским незаметным участием, конечно.
В первом классе выясняется: успехи мальчика в учебе, запоминание и изложение задания, владение речью, интерес к познанию, предпочтения. Рисовать любят все дети, но вырабатывать красивый почерк и соблюдать чистоту в тетрадях хотят не все. От этого недостатка надо избавиться совместными тренировками.
В начальных классах воспитывается усидчивость и начинает развиваться воля. Не сама по себе, но в сопутствующих условиях: в спортивных играх, в интересных для мальчиков занятиях (работа в саду — огороде, конструирование и строительство, ремонт). Все занятия проводятся по распорядку дня: дисциплина — на первом месте!
Записанная в первой части важная рекомендация об организации круга общения ребенка начинает воплощаться в школе: родители следят за контактами своего сына, расспрашивают об одноклассниках, с кем из них он общается, кто ему нравится больше. Желательно узнать, кто из них живет поблизости.
На собраниях хорошо бы познакомиться с родителями одноклассников. Принимать участие во внеклассных делах школы. Общаться с ними по телефону, приглашать на семейные праздники.
Круг общения может стать кругом друзей. Следует присмотреться к родителям, к их нравственным установкам. Выбор круга исключает случайный набор. Происходит кропотливое формирование и совместное с другими родителями воспитание детей.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. ПЛАН НА ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД:
— обучение дисциплине (подчинению плану и распорядку дня);
— воспитание усидчивости и упорства (в приятных и полезных делах, строго по
плану;
— выявление генетических задатков и недостатков, способностей и психических качеств, запись всех наблюдений и планирование мер по исправлению недостатков;
— воспитание самоконтроля и самоограничения по распорядку дня и плану на год;
— начало формирования круга общения ребенка.
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ:
Две недели активного отдыха на природе или ежедневные прогулки по плану (парк, игровая площадка, стадион), затем постепенное добавление воспитательных мероприятий — чтение выбранной литературы, участие в кружках по интересам, общение с приятелями.
Просмотры детских фильмов (видео) совместно с родителями и одноклассниками, а затем их обсуждение с участием родителей. Походы на реку, в лес на несколько часов с приготовлением пищи, музыкой, играми. При отсутствии такой возможности — поездка за город в проверенное и безопасное место.
Обучение музыке, пению, спортивным навыкам (плаванию, подтягиванию на турнике, отжиманию от пола, прыжкам в длину и высоту). Незаметный просмотр в увлекательном занятии школьных учебников на следующий учебный год.
Приучение к искусству рисования и писанию рассказиков о летних событиях (к ведению дневника). Соблюдение режима дня. Полноценное духовное воспитание — посещение храма, службы и участие в таинствах.
Обновление по необходимости информационной доски в комнате ребенка. Посещение детских культурных мероприятий и библиотеки. Серьезная подготовка к школе: просмотр записей о достижениях и неудачах, внесение коррективов, запись новых успехов во время каникул.
Приучение сына к труду: самообслуживание, помощь по дому, на даче. К новому учебному году мальчик должен иметь представление о каждом предмете и знать его в общих чертах. В плане судьбы летний период завершает переход от беззаботности к ответственности. Ребенок не лишается детства, но из этого возраста удаляется балластный материал жизненного опыта, ошибки, травмы, стихийное начало.
3) Мы пришли во второй класс.
Мальчик еще очень мал, чтобы хотя бы частично осознавать то великое действие, в котором он участвует по собственному желанию. Это внушенное ему родителями убеждение стать успешным и самодостаточным человеком, выраженное понятными словами (всему полезному научиться, стать сильным человеком, который может преодолевать любые трудности) надо периодически укреплять повторением бесед.
Каникулы были продуктивными, ребенок не только повторил пройденную программу 1 класса, но и в общих чертах знаком с теми предметами, которые предстоит изучать во втором классе. Уже обнаружены слабые стороны в подготовке, выявлены некоторые способности.
Исправлены для нового возраста правила поведения (заменен их перечень на стене комнаты). Если появились новые увлечения, то для них отведено время в распорядке дня. Родители тоже получили дополнительное свободное время — ведь их сынок может самостоятельно заниматься по плану.
Не ослабляется только контроль и настрой на помощь в случае необходимости. Подобный ритм жизни продолжится еще несколько лет, вплоть до 10—11-летнего возраста, когда завершится начальное образование.
Особое внимание родители обращают на духовно-нравственное развитие: они следят за поступками сына, за правильностью его речи, за его отношением к родственникам и за чувствами в кругу друзей.
В группу нужно привлекать других детей, в том числе девочек, — не только одноклассниц, но и меньшего возраста: сестер, соседских детей и тех, кого сын выберет сам. Важно помнить о качественном подборе круга общения.
Кто-то из родителей поддерживает постоянные связи со школой (классным руководителем, или учителем, с родительским комитетом с теми из родителей, с кем найден общий язык в воспитании детей по плану).
Для детей очень важно проведение совместных праздников, на которых присутствуют их друзья с родителями. Они гордятся своими родителями и учатся великодушию и гостеприимству. Краем сознания они чувствуют одобрение их выбора друзей. Детям совместный праздник принесет радость не столько угощением, сколько общением и возможностью показать себя с лучшей стороны перед взрослыми друзьями.
4). Время выбора цели.
Воспитание в период интенсивного роста ребенка сопровождает постоянный контроль над образованием психики — складываются комплексы убеждений успешного человека: он настроен на овладение массой полезных знаний, связанных с достижением поставленной цели.
Ребенку внушаются сознательные доминанты, и периодически возобновляется их активность. Для этого используются устное словесное внушение в форме назидания, в виде доверительной беседы, в наглядной памятке на личной доске планирования и непосредственно практическое усвоение плановых мероприятий — каждый день!
Ребенок целеустремлен, настойчив, соблюдает распорядок дня и выполняет перечень заданий. Он вполне счастлив, т.к. сознает, что занят великим серьезным делом, да еще ради собственного блага.
На отдельном листе комнатной доски описаны эталонные требования для достижения цели (качества, которыми обладает успешная личность). В школе основной проблемой становятся отношения с одноклассниками, не занятыми в целевой программе. Поэтому дружеские связи не сопровождаются обособленностью, или закрытостью круга.
Дети, родители которых не пожелали участвовать в построении судьбы по методике, или не были приняты в круг общения, могут подключиться к процессу сами на основе подражания примеру. Конечно, дисциплина без послаблений, все дела распланированы, но при этом в плане всегда отводится место посещению храма — эта установка не обсуждается.
Духовное развитие всегда на первом месте. От него зависит становление человеческой личности. В пятом — шестом классах в общих чертах выявлены способности ребенка. Уже можно выбирать главную цель жизни и ориентировать на нее другие цели: выбор основных предметов изучения, выбор навыков практического усвоения, планирование времени для занятий. Постепенно увеличивается объем знаний (в отличие от школьной программы).
В плане не остаются без внимания заботы о здоровье и физической силе: гимнастика в распорядке дня, занятия на открытом воздухе. Не стоит запоминать меры планирования, лучше записывать в отдельной тетради, как планы, так и исполнения, с оценкой эффективности. Когда пройдет предварительная подготовка (в первые, младенческие годы), родители легко будут ориентироваться в проекте воспитания.
Особое значение для правильного выбора жизненной цели будет иметь точная запись наследственных признаков: ошибка в обнаружении приведет к тому, что начнется борьба с «бесперспективными» задатками, а передел комплексов не всегда завершается успешно. Тем более, что таким сложным делом нельзя заниматься с расчетом на «авось».
Нужно вспомнить дедушкам и бабушкам, что им нравится, или хотелось достичь в жизни, к каким высотам они стремились, какими талантами обладают в данный момент. То же самое после рождения ребенка должны сделать и родители. Полученные записи обсудить и выбрать наиболее подходящие качества.
Проверить, есть ли у ребенка записанные задатки, просто: попросить что-то сделать по записи и зафиксировать наблюдения. Наследственные достоинства используются для постановки целей (промежуточной, или основной).
Нежеланные генетические качества нужно глушить с младенческого возраста. Вот когда уже можно использовать меры неприятия и поощрения, воздействуя на психику ребенка и, в частности, создавая первые доминанты комплекса запретов и разрешений.
Продолжается общение сына с несколькими ребятами и девочками, в группе от трех до пяти друзей. Возраст 12 — 14 лет характерен появлением соперничества, немного напоминающего ревность из-за предпочтений. Тут понадобится жизненный опыт обнаружения размолвок и их улаживания. Придется напоминать о главной цели в жизни, о ценности дружбы.
В этот период стоит увеличить физическую подготовку, ребенок должен посещать спортивную секцию, для чего в плане на неделю записывается новый пункт (возможна замена интереса). До окончания школы юноша обязан заниматься спортом, а если поставлена задача роста интеллекта, то и шахматами.
Когда наступает пора юности, полового созревания, у родителей появляются дополнительная забота сдерживания чувственных порывов, контроля над чувствами сына, наблюдения за душевным состоянием. Парень должен быть теоретически подготовлен к взрослой жизни, к ответственности за желания и поступки.
Это очень обширная тема здесь только упоминается. В процессе воспитания уже сформированы необходимые запреты и разрешения, ответственность за слова и поступки должна быть на высоком уровне.
В 15 лет юноша должен быть разумнее, чем многие взрослые. Но все же дружба с родителями позволит ему без стеснения пользоваться их опытом в решении текущих затруднений.
Не стоит забывать о контроле над убеждениями ребенка по перечню комплексов, описанных в «Истинных началах христианской психологии». Для этого желательно проводить беседы о содержании каждого комплекса
III. ВОСПИТАНИЕ ДОЧЕРИ
Девочка-младенец — радость для родителей, ее появление на свет сопровождается тысячей всяких надежд и забот. Вроде бы одинаковое ожидание независимо от пола ребенка, но как сильно отличаются чувства и отношение родителей к новому человечку в семье! Тот же уход, та же чистота, та же любовь, но с еще большим старанием.
С самого начала новорожденные младенцы разного пола чувственно воспринимаются по-разному. Трепетная и осторожная забота о душевном и телесном здоровье девочки — постоянная норма поведения для ее родителей и других родственников.
Младенец — девочка растет в атмосфере нежности, в непрерывном потоке любви — в ожидании момента, когда она начнет понимать речь и пытаться произносить слова. Значит, формирование психики перешло в активную фазу.
Настала пора приступать к определению наследственных качеств и к воспитанию главного в этом возрасте комплекса запретов и разрешений.
Ласково и настойчиво младенцу повторяются одни и те же фразы запрета на капризы. Очень внимательно наблюдаются желания, ведь их пока немного.
Малышка уже стала ползать и хватать разные вещи. Тут надо следить не только за тем, чтобы не повредила себе, но и оберегать сами вещи: в доступных местах не лежит, не висит и не валяется ничего не предназначенного для игр.
Предпочтения в поведении, в интересах появляются уже в два-три года, пока еще слабые, но уже заметные. Конечно, это связано с выбором игрушек, привязанностью к определенным действиям (кукольным нарядам, посуде и процессу приготовления пищи). Многое повторяется за мамой, или бабушкой. В полную силу действует обучение по образцу подражания.
Важно всякое новое слово и всякий навык. С трех лет малышка приучается к самообслуживанию, а также «к помощи маме» в уборке, или мытье посуды. Не стоит забывать хвалить ее за старательность, за терпение и благодарить за помощь!
Примерно в это же время, т.е. в 3 — 4 года, девочка приучается к молитве: просто приглашается к прочтению молитвы. Ей дается объяснение в доступной форме, к кому и для чего обращаются православные люди в молитвах. Пусть наблюдает и подражает, а если ее научить простой молитве за ближних, креститься, то она сможет обращаться к Богу самостоятельно.
К 5-ти годам девочка способна запомнить первые правила личной безопасности:
а) больше молчать и меньше говорить, особенно с незнакомыми людьми;
б) всегда спрашивать совета, или разрешения у родителей на отлучки из дома, на обещания подружкам, на игры и прогулки;
в) не спорить, не обижаться;
г) учиться у мамы тонкостям женских дел и забот, а также культуре поведения. Через два года таких правил будет около десяти и они станут первой страницей настенной наглядной агитации (на планшете важной информации над столом, где малышка будет готовить уроки).
С пяти лет начинается обучение чтению и заучиванию стихов, пословиц и поговорок. Тогда же будет полезно подобрать комплекс гимнастики и полноценного продуманного питания во избежание появления подверженности болезням, и склонности к недостаточному или излишнему весу (в зависимости от наследственности).
В воспитании дочки применяются уже описанные методы, приспособленные к другим конкретным целям. Вначале ее психика наполняется установками безопасности, а память обогащается знаниями культуры и навыками самообслуживания, навыками повседневных женских забот. Если в это время не заложить нужные знания и умения, не обеспечить усвоение их необходимости, то ребенок вырастет неумехой и лентяйкой.
Важно развить желания к занятиям, сначала в форме совместной игры, а потом и творчества. Более всего привлекает любовь и заинтересованность взрослых, их радость при появлении успехов в действиях дочери.
Не стоит забывать о похвале, о ласковой поддержке инициатив. Замечать надо каждую мелочь. Тогда возникнет стойкий интерес к обучению, укреплению которого служат обычно и меры поощрения.
В случае охлаждения желания к занятиям нужно вовремя переключать внимание на другие приятные дела и игры. В меньшей степени прилежанию способствуют меры поощрения: они развивают потребительское отношение к занятиям, т.е. меркантильность.
К семи годам (к школе) девочка уже хорошо усвоила нормы нравственного поведения. В этом ей помогает памятка на доске, в которой есть перечень качеств с их описанием: скромность, опрятность, честность, приветливость и самоконтроль.
Выработана привычка сверять свои желания с планом на неделю, с распорядком дня. Для удобства «доску справок» (назовите, как угодно) лучше сделать из металла, оклеить обоями и крепить к ней листы с записями магнитиками.
В возрастании как сына, так и дочери наступает второй переходный период. В теории описаны несколько таких рубежей; первый бывает еще во младенчестве (в 2—3 года), второй, менее заметный, связан с переходом от раннего детства к отрочеству.
Посещение школы действует как источник активизации иного отношения к своему поведению: появляется осмысленная ответственность за всякое действие. Это самое благодатное время для укрепления убеждений и наполнения комплексов новыми доминантами. Фактически в начальных классах закладывается первооснова успешной личности и фундамент необходимых качеств.
От выбора будущей жизнедеятельности ребенка зависит и содержание воспитательных мер. В методике можно учитывать только универсальные рекомендации для множества вариантов выбора. Поэтому детали остаются на самостоятельное рассмотрение родителей (выбор приоритетных наук, учебного заведения, профессии, этапов личной жизни).
Нельзя забывать о том, что все решения принимаются при полном согласии ребенка! Для психологической практики главный акцент делается на соблюдении плана (режима) создания личности и на духовном развитии ребенка — от успехов в этих направлениях будут зависеть промежуточные результаты воспитания, которые приведут к основной цели жизни — выполнению предназначения.
Заметив в поведении девочки признаки переходного возраста, дайте ей несколько дней отдыха от напряжения воли (от жизни по плану). Назовем это каникулами. Посетите с ней храм, театр, другие места коллективного досуга. Пусть она расслабится. Сделайте ей подарок, устройте чаепитие с подружками. Потом поговорите о переменах в возрасте, в организме.
Теперь ей придется жить немного серьезнее. Придумайте ей новое домашнее занятие, или посещение бабушки, или уход за домашним питомцем (все равно каким).
Школьные нагрузки не могут быть обременительны, ребенок должен получать удовольствие от своих успехов, от общения с одноклассниками. Если что-то не получается, или мешает, необходимо восстановить комфортные условия. Для детей они имеют очень важное значение. Дружеская атмосфера в школе, в классе и постоянный круг друзей — это и есть счастье.
Устойчивость к соблазнам — это условие благополучия в любом возрасте, а в детстве — еще и средство безопасности (одно из немногих личных средств, названных в методике). К ним относятся знания нравственных правил поведения, проверенные друзья, режим дня и самоконтроль.
Пробуждение чувственности в ранней юности требует одновременного обучения навыкам отношений мальчика к девочкам, а девочки — к мальчикам. Тут полезны доверительные беседы родителей с глазу на глаз, разумеется, после чтения рекомендаций педагогов.
Пусть не улица воспитывает ребенка, а заботливые родители. Короткие разговоры на темы взаимоотношений нужно заводить с 12—13 лет при каждом удобном случае. Ребенок должен быть хорошо подготовлен к предстоящим испытаниям влюбленностью и знаками внимания. В некоторые моменты придется даже употреблять власть родительского запрета!
В этом же возрасте станут известны предпочтения девочки в школьной программе, ее способности и интересы в конкретных областях деятельности. Разумеется, соблазны сценического искусства (пение, танцы, актерская игра) будут на первом месте, но также сильно подействует личный пример матери и отца.
Природные данные, наследственные способности, отмеченные во время наблюдения, будут основной причиной совместного выбора жизненной цели.
А когда есть цель, силы и время ребенка будут подчинены движению к ней. Все остальные заботы и дела становятся второстепенными. При неукоснительном следовании плану судьбы успех гарантирован!
Как только юность вступит в свои права, девушка наберет необходимый первоначальный багаж ума и интеллекта, ее психика будет подчинена воле и доминантам нравственных убеждений. Дальнейшие шаги по жизни она сможет делать сама, хотя привычка советоваться с родителями останется на долгие годы.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (приложение).
Из методики можно понять, что родителям требуется самообразование и самовоспитание: их ответственность за судьбу детей очень велика! Они будут переживать их неудачи, болезни и воспринимать горести, им станут пенять за недостойное поведение выросших детей, они испытают и стыд, и нравственные страдания, если не будут заботиться о качественном воспитании!
Наоборот, их старания окупятся гордостью за сыновей и дочерей, а спокойная уверенность за них создаст атмосферу счастья, взаимопомощи и благополучия в семье!
Дополнительно к методическим указаниям желательно почитать литературу по воспитанию применительно к возрасту, выбирая из пособий те сведения, которые не противоречат данной методике (это сугубо конкретные советы медицинского и биологического содержания). Можно также использовать личный жизненный опыт, если он согласуется с методикой. Будет совсем хорошо изучить теорию аналитической психологии, а главное, занимаясь с детьми изучением Библии, для собственного блага надо прочесть толкования святых отцов.
ОТ АВТОРА.
Это неслыханное дело: вырастить ребенка по заранее составленному плану судьбы, с продуманными качествами личности — умным, упорным, образованным свыше школьной и университетской программ, обладающим необходимыми навыками для успешной самостоятельной жизни.
Как воспитание, так и образование согласуются с выбранной заранее профессией, или делом всей жизни с учетом смежных профессий, чтобы при непредвиденных изменениях условий человек был востребован в другом качестве: он должен быть универсалом, но и мастером своего дела. Целью воспитания с младенческих лет должна быть нравственная личность. Все необходимые установки имеются в методике.
Этот метод прост для подготовленных родителей, но он не годится для каждой семьи, хотя вполне приемлем для закрытых учебных заведений, таких, как интернаты и суворовские школы. Родители обязаны ответственно относиться к делу воспитания своих детей: их несчастья и неудачи — это лень и неумение родителей.
Истинная психология дает старшим — воспитателям и учителям — все основные знания. Если каждую неделю тратить на самообразование хотя бы по полчаса, то, следуя установкам методики, родители будут расти как воспитатели, укрепляя новые знания на практике. Зато совершеннолетние дети станут для них постоянным источником радости и гордости. Это будут идеальные дети и благополучные люди, нужные обществу.
...